- 29 Января 2020
Как оценивают готовность защитных сооружений гражданской обороны при их инвентаризации

К объектам, подлежащим инвентаризации, относятся ЗС ГО (убежища, противорадиационные укрытия и укрытия) находящиеся на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Основными задачами инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия ЗС ГО и оценка их основных тактико-технических характеристик;
- оценка готовности ЗС ГО к использованию по предназначению (готово, ограничено готово, не готово);
- определение мер, направленных на обеспечение сохранности и повышение эффективности использования ЗС ГО;
- уточнения учетных сведений ЗС ГО.
Инвентаризация осуществляется комиссиями, создаваемыми территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (далее – ТФОИВ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – ОИВ), органами местного самоуправления (далее – ОМСУ) и организациями, создаваемыми в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В состав инвентаризационных комиссий кроме представителей ТФОИВ, ОИВ, ОМСУ и организаций включаются представители, территориальных органов МЧС России, а также по согласованию представители Росимущества, прокуратуры Российской Федерации и другие заинтересованные органы (например: органы управления имуществом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и органов технической инвентаризации и др.).
В зависимости от местных условий, а также при наличии большого количества ЗС ГО допускается создание инвентаризационных подкомиссий.
Каждая инвентаризационная комиссия несет ответственность за полноту и точность представляемых фактических данных о ЗС ГО, за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
При проведении инвентаризации каждая инвентаризационная комиссия в соответствии с поставленными перед ней задачами выполняет следующие работы:
1) осуществляет проверку фактического наличия ЗС ГО, оценку его готовности, уточняет основные технические характеристики;
2) осуществляет проверку наличия паспортов ЗС ГО, правоустанавливающих и других документов (вид собственности), подтверждающих права пользователей ЗС ГО;
3) осуществляет проверку наличия документации ЗС ГО в соответствии с пунктом 3.6. приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны";
4) осуществляет составление:
- акта инвентаризации, оценки содержания и использования по каждому ЗС ГО;
- перечня защитных сооружений гражданской обороны;
- сводной инвентаризационной ведомости готовности ЗС ГО к приему укрываемых;
- сведений об обеспеченности ЗС ГО и заглубленными помещениями подземного пространства в субъекте Российской Федерации;
Акты инвентаризации утверждаются руководителями (заместителями) ОИВ (ТФОИВ, ОМСУ и организаций).
Оценка технического состояния проводится в соответствии с Приложением N 3 к Методическим рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году" (утв. МЧС России 30.05.2018 N 2-4-71-11-11"), с учетом требований постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*".
На основании Актов инвентаризации главными управлениями МЧС России по субъектам РФ составляются расширенный перечень ЗС ГО и сводная инвентаризационная ведомость готовности ЗС ГО к приему укрываемых. Показатели, приведенные в перечнях ЗС ГО, а также в сводных инвентаризационных ведомостях, оформляются с соблюдением требований по сохранению государственной тайны.
Оценка готовности защитных сооружений гражданской обороны
Защитные сооружения гражданской обороны в зависимости от состояния их ограждающих конструкций, защитных устройств и оборудования инженерно-технических систем оцениваются как готовые, неготовые или ограниченно готовые к приему укрываемых.
Защитные сооружения оцениваются как готовые, если: их ограждающие конструкции и защитные устройства соответствуют требованиям СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов; имеют исправные системы жизнеобеспечения и обслуживаются установленным порядком.
НЕ ГОТОВО |
ОГРАНИЧЕННО ГОТОВО |
1. Прочность ограждающих конструкций и защитных устройств |
|
Защитные сооружения считаются не готовыми, если они не отвечают хотя бы одному из требований по обеспечению защитных свойств. Наличие в ограждающих конструкциях незащищенных отверстий, через которые возможно сообщение внутренних помещений сооружения с атмосферой. Повреждение основных строительных конструкций сооружения, снижающее его несущую способность. Неправильная установка защитно-герметических ворот, дверей, ставень с учетом направления их открывания и защитных свойств, неплотное их прилегание к комингсу, неисправность механизмов задраивания. Отсутствие или неисправность противовзрывных устройств и расширительных камер на воздухозаборах и воздуховыбросах. Неисправность или отсутствие ГК со стороны "чистых" помещений. Отсутствие отключающих задвижек на сетях водопровода, канализации, теплоснабжения, сальников и других устройств в местах прохода кабелей и трубопроводов. Несоответствие СП 88.13330.2014 конструкций оголовков систем вентиляции и аварийных выходов. Несоблюдение нормативных требований при определении толщины стенок воздуховодов. Затопление грунтовыми или сточными водами (в случае, когда герметизация стен и перекрытий нарушена). |
Ржавчина на защитных и герметических воротах, ставнях, дверях, отсутствие смазки в механизмах задраивания. Отсутствие регулировки, смазки защитных секций. Отсутствие эксплуатационно-технической документации. Сырость или подтопление отдельных помещений (тамбуров, камер воздухозаборов, аварийных выходов и т.д.). Нарушение обвалования сооружений. Загромождение или захламленность входов, тамбуров, аварийных выходов, воздухоприемных оголовков и т.д. Отсутствие разгружающих подставок под воротами и дверьми. Нерегулярное проведение ежегодных осмотров, комплексных проверок и регламентных работ. |
2. Системы жизнеобеспечения укрываемых |
|
Неисправность или отсутствие: вентиляторов, двигателей к ним; редукторов ручных вентиляторов; дизельных электростанций и оборудования для их пуска; фекальных насосов, емкостей фекальных резервуаров; электроснабжения осветительного и силового; емкостей для воды и систем ее разбора; топлива и масла для ДЭС. |
Отсутствие: эксплуатационно-технической документации; отдельных кранов, унитазов, раковин и т.д., оборудования и приборов согласно проекту и инструкциям. Нерегулярная промывка емкостей для воды, отсутствие на них теплоизоляции, водомерных стекол. Неисправность части электроосветительных приборов. Отсутствие телефона и радиотрансляции. |
3. Защита от ОВ, РВ и БС |
|
Отсутствие уплотняющей резины на защитных устройствах (полностью или частично). Отсутствие трубки для измерения подпора. Неисправность противопыльных фильтров, фильтров-поглотителей типа ФП, регенеративных патронов РП и установок РУ-150/6 и др., невозможность демонтажа и замены этого оборудования. |
Ржавчина и загрязнение фильтров ФЯР, отсутствие пропитки висциновым или индустриальными маслами. Ржавчина, загрязнение и сырость фильтров ФП, отсутствие регулярной проверки их годности. Наличие трещин на уплотняющей резине и ее окраска. Установка на линии герметизации гермоклапанов тарелью к "Грязной" стороне, отсутствие люк-вставок для проверки их работоспособности. Отсутствие приборов для измерения подпора и параметров воздушной среды. Отсутствие акта о проверке сооружения на герметичность. Отсутствие заполненных кислородных баллонов (для убежищ ГО). |
Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).
Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
Код публикации: 18.
Источник: Приложение N 3 к Методическим рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году" (утв. МЧС России 30.05.2018 N 2-4-71-11-11).
Примечание: в ограниченной готовности находятся те защитные сооружения, которые имеют недостатки, не влияющие на защитные свойства защитных сооружений и могут быть исправлены в течение 24 часов. Эти недостатки также не должны снижать нормативные показатели по производительности систем жизнеобеспечения укрываемых, герметичности сооружения и защите от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств (ОВ, РВ, БС).